Стандарт бизнес-планирования

В настоящее время методика подготовки бизнес-плана определена стандартами UNIDO. Ими руководствуются большинство иностранных и российских инвесторов. UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) — международная организация, которая занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой.

В соответствии с этими стандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:

  • Резюме
  • Описание предприятия и отрасли
  • Описание продукции (услуг)
  • Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
  • Производственный план
  • Организационный план
  • Финансовый план
  • Направленность и эффективность проекта
  • Риски и гарантии
  • Приложения

1. Резюме
Резюме — это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме — это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.
Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.

2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
• Общие сведения о предприятии
• Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
• Структура управления и кадровый состав
• Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы
• Отрасль экономики и ее перспективы
• Партнерские связи и социальная активность

3. Описание продукции (услуг)
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

Примерная структура раздела:
• Наименование продукции (услуги)
• Назначение и область применения
• Краткое описание и основные характеристики
• Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им
• Патентоспособность и авторские права
• Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции
• Степень готовности к выпуску и реализации продукции
• Наличие сертификата качества на продукцию
• Безопасность и экологичность
• Условия поставки и упаковка
• Гарантии и сервис
• Эксплуатация
• Утилизация после окончания эксплуатации

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

Примерная структура раздела:
• Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования
• Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия
• Описание рынка сбыта продукции (услуги)
• Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) — магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
• Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены

5. Производственный план

В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

Примерная структура раздела:

Общие сведения о предприятии
• Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта
• Используемая технология и уровень квалификации исполнителей
• Потребность в площадях
• Кадровое обеспечение
• Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих
Объем производства

Расходы на персонал

Расходы на персонал включают в себя:
• затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);
• затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);
• затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
Смета текущих затрат

В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).

Расчет переменных издержек

К переменным издержкам относятся:
• Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия
• Затраты на производственный персонал
• Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)

Расчет постоянных издержек

К постоянным издержкам относятся:
• Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия)
• Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт)
• Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)

6. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

7. Финансовый план

Цель раздела — показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

Примерная структура раздела:
• Затраты подготовительного периода
• Затраты текущего (основного) периода
• Расчет поступлений от проекта
• Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
• Расчет налоговых платежей
• Другие поступления и выплаты
• Отчет о прибылях и убытках
• Поток реальных денег
• Прогнозный баланс

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

10. Приложения

Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
• подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
• характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
• подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
• показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
• раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
• обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
• подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы).
• подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*